Благополучие населения Мохенджо-Даро целиком зависело от реки Инд. Но однажды река разлилась и затопила долину. И в эти дни, некогда великолепный город превратился в трущобы и развалины.

Инд - одна из самых длинных рек в мире. Начинаясь в горах Тибета, она имеет длину более 3000 километров (1900 миль) и течет в юго-западном направлении по обширной плодородной равнине (сейчас это территория Пакистана), достигая Аравийского моря.

В большом зернохранилище,которое находилось на холме, хранилось богатство Мохенджо-Даро.Когда наступало время сбора урожая, бесконечная вереница воловьих повозок пере-возила золотистое зер-но, собранное с плодородных почв в долине реки Инд. Сегодня Мохенджо-Даро расположен на расстоянии около 400 километре. (250 миль) от Аравийского моря. Однако 4000 лет назад он был ближе к побережью, и небольшие лодки легко добирались до моря.


Исчезнувшие города

Так же как дельты Нила, Тигра и Евфрата, долина реки Инд привлекала поселенцев плодородием почв. Занятие земледелием в долине Инда было настолько успешным, что около 2400 лет до н. э. жители долины Инда создали первую великую цивилизацию на индийском полуострове. Эта цивилизация охватывала большое число богатых торговых городов, разбросанных по побережью Аравийского моря. Одним из таких городов был Мохенджо-Даро, в котором в период расцвета проживало до 40 тысяч жителей. Помимо Мохенджо-Даро, в долине Инда известно, по крайней мере, 70 других точек древней цивилизации, которые впоследствии бесследно исчезли на рубеже приблизительно 1700 лет до н. э. И только в 1921 году археологи заново открыли развалины некогда процветавшей империи.


Неожиданная опасность

Несмотря на очень плодородные почвы, долина Инда была местом не очень пригодным для жизни. Вокруг были болота, в которых прятались опасные животные и несущие болезни насекомые. Но значительно более серьезной проблемой было то, что в период муссон-ных дождей река часто выходила из берегов. Заранее нельзя было узнать, когда может наступить наводнение и когда оно может нанести серьезный ущерб. После таких катастроф жители долины Инда восстанавливали все разрушенное, заново отстраивали дома и вновь обрабатывали свои плодородные земли. Река, которая иногда казалась способной уничтожить их самих, все же давала им пищу и воду. В долине Инда не было недостатка в строительных материалах. Жители собирали грязь на отмелях дельты и изготавливали из нее кирпичи или просто разрезали на куски и высушивали на солнце. Мохенджо-Даро стал городом, построенным из кирпича.


Городское планирование

Многие древние города росли понемногу, шаг за шагом. Вероятно, и Мохенджо-Даро вначале развивался также. Однако, город, обнаруженный археологами, оказался тщательно распланирован по кварталам, подобно современным городам. Здесь была широкая центральная улица, пересекающая многие более узкие улицы, к которым, в свою очередь, вели узкие переулки. Многие большие дома имели внутренние дворы, а большинство окон домов было обращено внутрь их. Это было сделано в целях безопасности и для большей прохлады в комнатах. В городе действовала эффективная система осушения, керамические трубы выводили из домов использованную воду к кирпичным сточным каналам, проходящим под улицами. На определенном расстоянии друг от друга делали закрывающиеся крышкой канализационные люки, через которые можно было прочищать сточные каналы. Многие современные города организованы значительно хуже.


Упадок и разрушение

Раскопки показали, что город многократно подвергался очень сильным наводнениям и часто нуждался в частичном восстановлении. Похоже на то, что с течением времени качество жизни жителей города начало ухудшаться. Более поздние восстановления разрушений были небрежны и некоторые из больших домов были разделены на более мелкие части, что позволяет предположить, что население города выросло и возникла жилищная проблема. В пору своего заката Мохенджо-Даро перестал быть великолепным городом, а стал больше походить на трущобы. Анализируя образцы почвы, археологи смогли восстановить картину событий, которые, по-видимому, произошли. Независимо от того, начался ли упадок или нет, город подвергся разрушению в результате стихийного бедствия в виде очень сильного наводнения, вызванного землетрясением. Система осушения была неспособна справиться с таким нашествием воды, которая проникла в дома и размыла их фундаменты. Разрушение стоков могло повлечь за собой еще большее бедствие. Тем временем зерно на полях могло погибнуть под водой и почва не могла принести нового урожая, пока не было проведено осушение.


Город-призрак

После этого бедствия, по всей видимости, у жителей Мохенджо-Даро не осталось сил бороться. Более невозможно было выращивать столько зерна, чтобы хватало не только для собственного пропитания, но и для торговли. Возможно, им пришлось прибегнуть к запасам, хранящимся в зернохранилище, и пользоваться ими, пока они не истощились. Может быть, они поняли, что городу пришел конец и стали покидать его, стараясь устроить свою жизнь в другом месте. Так или иначе, но около 1700 года до н. э. город опустел.


Священные животные Наскальный рисунок брахман-быка.

В городе Мохенджо-Даро не было построено ни одного храма, поэтому мы не можем сказать, каким богам поклонялись жители города. Но некоторые ключи к разрешению этого вопроса все же есть. Это, например, каменные отпечатки (рельефные таблички), которые были обнаружены в Мохенджо-Даро и в другом месте в долине Инда, в Хараппе. Археологи решили, что эти отпечатки были предметами торговли. Многие отпечатки были квадратной формы, наверху их пересекает надпись в виде непонятных значков, а внизу резьба, которая часто представляла собой силуэты животных. К сожалению, надпись не содержит достаточное количество различных букв, так что археологи не смогли расшифровать язык жителей долины Инда. Среди животных, изображенных на табличке, были тигры, носороги, крокодилы и слоны. Но чаще всего изображался брахман-бык с горбом, длинными рогами и большими складками кожи на горле. Именно эта порода быков считается священной среди современных индусов. Археологи считают, что этот факт позволяет предположить, что в долине Инда зарождался индуизм.


Цитадель

В Мохенджо-Даро доминирующее положение занимало здание большого зернохранилища, которое располагалось на вершине цитадели и было самой важной постройкой города. Зернохранилище, размером 45 х 23 метра (150 х 75 футов), было построено на кирпичной площадке и имело высокие стены, слегка наклонные внутрь и поднятый над землей кирпичный пол. Зерно могло храниться в деревянных силосах(контейнерах) , которые устанавливались на полу. Внутри здания были< сделаны вентиляционные каналы, Большое здание бани - строение с двором позади зернохранилища.обеспечивающие циркуляцию воздуха и предотвращающие гниение зерна. Зернохранилище было хорошо организовано для обеспечения эффективной работы. Внутри было достаточно места для того, чтобы воловья повозка могла без помех въехать и выехать. Вдоль одной стены хранилища была установлена кирпичная площадка для перевозки зерна к месту хранения . На иллюстрации изображено также большое здание бани - строение с двором позади зернохранилища. В бане был сделан широкий бассейн глубиной приблизительно 2,5 метра и несколько помещений с индивидуальными ваннами меньшего размера. Каждое из этих помещений имело каменную лестницу, ведущую на верхний этаж. Некоторые археологи предполагают, что главный дворец в Мохенджо-Даро располагался также на насыпи-цитадели, а на его месте позднее был построен буддийский монастырь.


Чистота и набожность

Статуя священника.Большое здание бани на цитадели в Мохенджо-Даро - это другой ключ к гипотезе, что религия жителей долины Инда была во многом похожа на современный индуизм. Расположение здания бани на таком видном месте позволяет предположить, что оно использовалось с религиозными целями. Похоже на то, что банный ритуал в долине Инда представлял собой религиозную церемонию, точно так же, как это практикуется среди современных индусов. Индивидуальные банные комнаты были отгорожены от главного бассейна, который, возможно, использовался духовными служителями, жившими в комнатах, расположенных наверху здания. Статуя, обнаруженная в Мохенджо-Даро, может дать нам представление о том, как выглядели тогдашние священники. Она имеет 18 см (7 дюймов) в высоту и представляет собой бородатого мужчину, глаза которого полузакрыты так, словно он молится. Его плащ покрыт орнаментом в виде трилистников или листочков клевера, что довольно часто встречается на культовых скульптурах, найденных среди остатков древних цивилизаций в Египте и Месопотамии


Волшебная земля?

Источником большого богатства Мохенджо-Даро была торговля. В городе существовала постройка, похожая на док, которая в древности, до более поздних изменений в устье Инда, могла иметь выход к воде. Сегодня мы знаем, что во времена древней цивилизации суда из долины Инда пересекали Аравийское море и доплывали до Персидского залива, поскольку каменные рельефные таблички были найдены там во многих местах, и даже вблизи Ура в Месопотамии. Долина Инда могла быть той волшебной страной, о которой найдены письменные свидетельства в Месопотамии. Эта страна называлась Дильмун и находилась она на Востоке, где всходило солнце. Отсюда появлялись великолепные товары из золота, серебра, лоновой кости и драгоценных камней, например, лазурит, который на судах доставлялся в другие города, такие как Ур. Жители Месопотамии думали, что Дильмун был чем-то вроде рая на земле. Но была ли страна Дильмун той самой страной, которая существовала в долине Инда или это две разные страны - в любом случае между этими двумя центрами цивилизации существовали очень прочные торговые связи.


Сила воды

Торговое судноКогда воды Инда, беря свое начало в горах Тибета, протекают по предгорьям Гималаев, они собирают много различных обломков и мусора - песок, землю, сухие стебли растений и прочее. Притоки реки также, стекая с гор, собирают всякие обломки. Когда воды достигают пологой равнины вблизи моря, где расположен Мохенджо-Даро, река течет здесь более спокойно и все собранное ею скапливаются на дне. На протяжении тысяч лет эти отложения наполняли русло реки, что вынуждало воды искать себе новые русла для прохода к морю. Одновременно это приводило к появлению новых участков суши на месте бывшего русла и отодвигало береговую линию дальше. В результате на протяжении долгого времени русло Инда в том месте, где оно выходит к морю, постепенно смещалось к западу. Некоторые подобные изменения происходят постепенно, но иногда наступают другие времена - и происходят резкие изменения, вызванные, возможно, какими-то катаклизмами, например, штормами или землетрясениями, и наступают они внезапно. Возможно, такие внезапные изменения привели к тому, что Мохенджо-Даро подвергся наводнению, и возможно, один такой резкий катаклизм изменил русло реки, что временно превратило город в остров и в итоге привело к тому, что город был оставлен жителями.


Потерянная цивилизация

До 1921 года современные археологи ничего не знали о цивилизации, существовавшей в долине Инда. Именно в 1921 году были проведены раскопки города Харанпа, расположенного значительно выше по реке Инд, а на следующий год начались работы в городе Мохенджо-Даро. Основные работы в Мохенджо-Даро проводились в 1950-е годы известным британских археологом Мортимером Уилером. Большое зернохранилище уже было к тому времени открыто в резуль-тате раскопок, но именно Уилер понял назначение этого здания. Он также проводил раскопки укреплений на юго-восточной окраине города. О своих находках он описал в двух книгах, опубликованных в 1960-е годы.






































































Hosted by uCoz