![](r06.jpg)
|
На этом маленьком островке, расположенном далеко на Тихом океане, всего 250 лет назад люди жили точно так же, как при каменном веке. Но как они поселились в таком изолированном месте?
На карте мира Остров Пасхи - это крохотная точка посреди Тихого океана. Он имеет всего 25 километров в длину, а ближайший к нему остров расположен на расстоянии 2000 километров. Кроме своего изолированного положения, этот остров - вообще последнее место на земле, которое кто-либо захотел бы использовать для жизни. Это бесплодный скалистый островок, на котором почти нет деревьев. Тем не менее, в свое время на этом крохотном кусочки суши жило несколько тысяч человек. Откуда они появились здесь и как сюда попали? Это только две из многих загадок Острова Пасхи. Самой важной особенностью Острова Пасхи является еще одна его загадка. Речь идет о коллекции из 600 огромных статуй, разбросанных по всему острову. Некоторые из статуй полностью закончены и поставлены на место, другие сделаны только наполовину. Каким образом островитяне смогли изготавливать и переносить такие большие каменные статуи, работая только каменными орудиями и не имея колесного транспорта?
Было подсчитано, что для того, чтобы вырезать одну статую на Острове Пасхи, необходимо было
тридцать человек, а девяносто человек трудились пять месяцев, чтобы поставить вырезанную фигуру на место.
Покинутый континент
С тех пор, как 250 лет назад моряки исследовали весь Остров Пасхи , возникало много различных теорий, которые объясняли, откуда на острове появились жители и как они туда попали. Некоторые из этих теорий довольно любопытны. Одно время было даже предположение, что Остров Пасхи - это все, что осталось от целого континента, который погрузился в океан, а в живых осталось несколько человек. Сегодня археологи пришли к выводу, что первые люди появились на Острове Пасхи, приплыв откуда-то из другого места по морю. Может быть, они оказались здесь в результате кораблекрушения? Или их плавание было заранее спланировано? И где был их пункт отправления? Благодаря современным методам исследований, мы можем с довольно большой точностью определить время, когда здесь появились первые поселенцы. Это было около 400 года, однако нет твердых свидетельств того, откуда пришли эти люди.
Скорее всего, это были либо острова Полинезии, расположенные на 2000 километров к западу от острова, либо Южная Америка, а это еще более длинное путешествие в 4000 километров к востоку.
Героическое путешествие
Исследователь, Тур Хейердал во время своей экспедиции на Кон-Тики (см. страницы 63 и 67) доказал, что путешествие из Южной Америки было вполне возможно, если ее жители обладали соответствующими навыками. Однако, это еще не доказывает, что такое путешествие в действительности имело место. Другая группа археологов считает, что культура Острова Пасхи ближе к той, которая существует на островах Океании, расположенных к западу от острова, чем к южноамериканской культуре. Передвижение людей на Остров Пасхи, говорят они, весьма возможно, было частью общего перемещения людей на восток из юго-восточной Азии. Эта точка зрения сегодня считается общепринятой. Кто бы из ученых ни оказался прав, в любом случае плавание на Остров Пасхи потребовало огромного мужества и было настоящим подвигом мореплавания в мировой истории. Люди могли тогда плавать только на маленьких суденышках, может быть это были каноэ-аутригеры -лодки с выносными уключинами и взять с собой они могли только ограниченные запасы воды и пищи. У них не было способов узнать, как далеко и как долго им предстоит плыть. Вообще чудом является сам факт, что они нашли Остров Пасхи.
Люди каменного века
Однажды появившись на острове, поселенцы вскоре начали строить новые дома. Их навыки и орудия соответствовали уровню каменного века. Они ловили рыбу при помощи каменных или костяных крючков, у них была каменная посуда для пищи, они использовали каменные топоры и изготавливали каменные ножи из вулканической породы. У них не было глиняной посуды или металлических орудий.
Археологи разделяют историю Острова Пасхи на три периода. Первый, называемый Ранним Периодом, продолжался приблизительно с 400 до 1100 года.
В течение этого периода островитяне строили террасы и площадки, начиная с рассвета и дотемна. С точки зрения религии они могли, вероятно, поклоняться солнцу.
Некоторые статуи также были вырезаны в этот период, но не самые знаменитые и большие.
Большие статуи появились позднее, в Средний Период, между 1100 и 1680 годами. Было построено множество площадок, они назывались аху и на них были установлены огромные статуи, большинство из которых размером 3—6 метров (10—20 футов) высотой. У этих статуй были удлиненные лица и уши и они похожи друг на друга, словно родственники в одной семье.
Их вырезали из тщательно отобранных кусков скал вулканического происхождения, желтовато-серого цвета для всего тела и красного цвета для хохолка статуи.
Работа вулканов
Статуи вырезали из цельной скалы в каменоломне на вершине потухшего вулкана на востоке острова. Здесь островитяне доводили статуи до почти готового состояния и переносили их в более низкое место, где проводилась более тщательная отделка. Тем временем, на другом карьере, на западе острова, из красного камня вырезали хохолки для статуй. Мы до сих пор не знаем, каким образом островитяне перетаскивали статуи, весившие много тонн, на выбранное для них место. У жителей не было колесного транспорта, вероятно, они использовали что-то вроде саней. Другая загадка - каким образом они устанавливали статуи в вертикальное положение. Один возможный метод показан на рисунке на странице 60. Последние заключительные штрихи отделки статуй делались, вероятно, уже тогда, когда фигуры были установлены на место. Здесь отделывались глаза, используя кораллы для белого цвета и красный камень для радужной оболочки глаз.
Имя для каждой головы
Вырезка статуй, затем транспортировка и установка их - все это должно было занимать огромное количество времени и удивительно, что островитяне, борющиеся за выживание в чрезвычайно враждебной окружающей среде, могли тратить столько времени. Совершенно ясно, что эти статуи имели для них огромное значение. Первым европейцам, высадившимся на острове, местные жители говорили, что у каждой статуи есть имя и вполне возможно, что каждая статуя представляет собой памятник умершему королю или вождю. Приблизительно после 1680 года, в Поздний Период истории острова, изготовление статуй заканчивается. Может быть, сократилось население острова и, вероятно, они не могли тратить на это столько времени. Весьма возможно также, что между островитянами вспыхнула война. Каменные дома островитян превратились в руины и люди начали жить в пещерах или других грубых укрытиях. Великие дни Острова Пасхи закончились.
Тур Хейердал
Тур Хейердал (1914 года рождения), норвежский исследователь и антрополог, чрезвычайно заинтересовался вопросом, откуда пришли люди на Остров Пасхи. В 1947 году он снарядил экспедицию и на плоту под названием Кон-Тики (см. стр. 67) отправился из Перу (в Южной Америке) до Острова Пасхи. Тур Хейердал хотел показать, что такое путешествие было вполне возможно. Он полагал, что на Острове Пасхи было две отдельные культуры. Люди, создававшие статуи, пришли из Южной Америки и, лишь значительно позже, после 1680 года, к ним присоединились люди с востока. Однако другие археологи оспаривают такую версию. Хейердал вернулся на Остров Пасхи в 1955 году для того, чтобы провести первое тщательное исследование загадок острова. В частности, он заинтересовался развалинами каменных жилищ. Эти каменные остатки остались со времен Среднего Периода до того, как островитяне переселились в пещеры и другие укрытия. Поскольку на Острове Пасхи очень мало деревьев, но нет недостатка в камне, а островитяне были мастерами работы с камнем, то было вполне естественно, что они строили свои жилища из камня. Это были дома с низкими стенами в 1 метр высотой и крутой наклонной крышей из соломы. Такая крыша делалась с одной целью - чтобы дом имел дверь нормального размера. Хотя на теорию Тура Хейердала о пересечении Тихого океана была брошена тень сомнения, его работа позволила узнать много нового и интересного об Острове Пасхи в Средний Период его истории.
Война на Острове Пасхи
Была ли война на Острове Пасхи? Легенды и истории, рассказанные островитянами, позволяют предположить, что война была. По всей видимости, она произошла в XVII веке и, возможно, именно с нее начался переход от благополучного Среднего Периода к упадку Позднего Периода.
Длинноухие и короткоухие
Островитяне говорили, что сражения происходили между двумя сторонами, которые назывались длинноухие и короткоухие. У длинноухих людей были рыжие волосы и белая кожа, они управляли короткоухими и организовывали работу по созданию и установке статуй. Впоследствии короткоухие восстали против длинноухих. Разгорелась война и короткоухие осадили длинноухих, зажали их на полуострове, изолировав от остальной части острова.
Осажденные, для защиты, соорудили ров, наполненный кустарником. Однако короткоухие прорубили ступени в скалах и атаковали длинноухих с тыла. Они оттеснили своих соперников ко рву, который в это время другие короткоухие подожгли. Многие длинноухие люди были убиты. В ходе этих битв некоторые статуи были опрокинуты, а террасы, на которых они были установлены, использовались для захоронений погибших в сражениях. Кто же были эти две противоборствующие стороны? Нетрудно предположить, что на маленьком острове с очень ограниченными ресурсами, где почти не было земли, пригодной для земледелия, борьба могла разгореться между соперничающими семейными кланами. По всей вероятности островитяне, создававшие статуи, хотели тратить время на более продуктивную работу. Третья возможность возникновения войны - это борьба между старыми поселенцами и новыми пришельцами. Эта версия вполне совпадает с идеей Тура Хейердала о том, что около 1680 года на острове появились пришельцы с востока. Кроме того, в записках исследователя XVIII века капитана Кука отмечено, что на острове было две группы людей: одни маленького роста и темнокожие, другие значительно крупнее, светлокожие и рыжеволосые. Одна глава истории Острова Пасхи, к сожалению, не является мифом. В XIX веке перуанские работорговцы приплыли на остров и увезли с собой около 1000 человек для работы на рудниках. Многие из этих пленных умерли еще во время плавания и только несколько человек выжили и смогли потом вернуться на свою родину.
РOHГO-POHГO
Среди многих загадок Острова Пасхи можно назвать также деревянные таблички, найденные в XIX веке. Эти таблички испещрены значками, которые, по-видимому, являются письменами. Но этот язык, получивший название ронго-ронго, неизвестен и люди, которые могли бы про-
честь эти надписи, были среди рабов, увезенных на корабле в Перу. О назначении этих табличек существовало много предположений. По одной версии, эти таблички содержат детальное описание церемоний, исполняемых в Поздний Период на Острове Пасхи жрецами острова, называемыми людьми ронго-ронго. Одна табличка, похоже, представляет собой краткое изложение содержания остальных табличек. Однако, весьма удивительно, что жители Острова Пасхи, для которых даже элементарное выживание было непростым делом, помимо других своих достижений, разработали свой письменный язык. Разговорный язык островитян, в отличие от любых других, с которыми сталкивались первые исследователи, был также очень труден для понимания. К сожалению, быстрый упадок культуры острова вскоре после появления здесь первых европейцев, вызванный порабощением местных жителей, означает, что многое из того, что жители Острова Пасхи пережили в своей истории, теперь навсегда останется загадкой.
Капитан Джеймс Кук
Первыми европейцами, которые высадились на Острове Пасхи, были голландские моряки, приплывшие сюда в пасхальную субботу 1722 года и именно это обстоятельство дало имя острову. Но первым, кто привез в Европу детальное описание и наброски острова, был британский моряк капитан Джеймс Кук.
Капитан Кук возглавлял три экспедиции на Тихий океан, посланные с целью найти великий южный континент, который, как предполагалось, должен был быть здесь. Во время второй экспедиции он оказался на Острове Пасхи, о котором он знал по рассказам голландских моряков. Несмотря на языковые трудности, капитан Кук сделал все возможное для того, чтобы узнать все о статуях, которые в то время еще стояли вертикально. Позже, когда на острове появились следующие европейские визитеры, статуи были опрокинуты. Капитан Кук был убит на Гавайских островах во время своей третьей экспедиции в 1779 году.
Поклонение птицам
По всему миру люди наблюдают, как улетают и возвращаются птичьи стаи и это означает, что наступает смена сезона и погоды. На таком удаленном клочке суши, как Остров Пасхи, такие изменения в календаре природы могли быть особенно важны, поскольку указывали время, когда нужно сеять хлеб и когда косяки рыб, например, тунца, собираются вернуться в прибрежные воды поблизости от острова. Этим может объясняться то, почему на юге Острова Пасхи ежегодные прилеты мигрирующих темных крачек окружались религиозными обрядами и превращались в культ. Темные крачки известны своим красивым полетом, иногда их называют морскими ласточками. Как и другие члены семейства этих птиц, темные крачки мигрируют на огромные расстояния. Каждой весной стаи темных крачек прилетают на Остров Пасхи и откладывают яйца. Деревня Оронго на юго-западной оконечности острова представляет из себя 48 каменных хижин, построенных примерно в 1500 году. На небольшом расстоянии от побережья есть маленький островок под названием Мотонуи. На скалах этого островка есть каменные мужские фигуры с птичьими головами, некоторые из них держат яйца. Очевидно, что птицы играли большую роль в жизни жителей деревни Оронго.
Охота за большим яйцом
Вполне возможно, что существует связь между скульптурами птиц и легендой, которую рассказывали некоторые старики Острова Пасхи о ежегодном конкурсе или некоей религиозной церемонии, в которой определенную роль играли яйца темных крачек.
По-видимому, раз в год в Оронго собирались главы ведущих семейств. Каждая семья посылала на остров Мотонуи одного слугу, который должен был переплыть пролив и дождаться, когда прилетят темные крачки и начнут нестись. Первый слуга, нашедший яйцо, должен плыть с ним назад в Оронго, а его хозяин всю оставшуюся часть года пользовался уважением. Птичьи церемонии могли быть принесены на Остров Пасхи пришельцами или выходцами с востока. В своей книге, посвященной экспедиции на Кон-Тики, Тур Хейер-дал описал птичьи танцы, которые он видел на Раройя - острове, расположенном в 3800 километрах западнее Острова Пасхи. Он описал это как одну из древнейших церемоний на Раройя, и это похоже было на танец приветствия.
Возможно, жители Острова Пасхи использовали идею приветствия возвращавшихся птичьих стай, что возвещало о приходе весны - и устраивали культовые церемонии вокруг этого грандиозного события.
Экспедиция на Кон-Тики
Интерес Тура Хейердала к Острову Пасхи возник, когда он начал сравнивать истории, услышанные от стариков с островов в южных морях и перуанские легенды. И в тех, и в других историях неожиданно появляется одна и та же фигура- это Тики, Бог Солнца. Был ли бог Тики в легендах островитян южных морей и Тики в перуанских легендах одним и тем же богом? Если да, то не означает ли это, что некогда были миграции людей из Южной Америки через Тихий океан? Эта идея дразнила Тура Хейердала в течение многих лет и, наконец в 1946 году, он разработал план путешествия для проверки своей теории. Он разработал конструкцию плота из стволов дерева бальза, которая внешне была похожа на древние перуанские плоты, бальзовые стволы были связаны канатами из конопли, с квадратным парусом. Дополнительно он сделал настил палубы и каюту из бамбука. Он нашел также пять человек команды и попугая, готовых вынести опасное путешествие. Многие просили его отказаться от этой идеи, поскольку такое путешествие было слишком опасным, но он настоял на своем, допустив лишь минимальную подготовку к плаванию, в частности, заготовив четырехмесячный запас еды и взяв с собой двухволно-вый радиоприемник и резиновую лодку - на случай крайней необходимости. Наконец, 28 апреля 1947 года экспедиция на Кон-Тики отшвартовалась и вышла в море из гавани Кальяо в Перу. В этом путешествии было много интересного и забавного, а иногда становилось страшно. Временами Кон-Тики попадала в полосу штиля. А порой, наоборот, суденышко бросало как щепку в разъяренном море. Команда в основном питалась рыбой,
пойманной на рыболовный крючок и планктоном, собранным тонкой нейлоновой сетью. Они также ловили акул, которые постоянно преследовали плот, по словам Тура Хейердала, словно стая голодных псов. Наконец, покрыв расстояние примерно 6500 километров за 102 дня, плот подошел к рифам островов Раройя, что приблизительно в 800 километрах к западу от Таити. Плот получил некоторые повреждения, напоровшись на коралловые рифы, когда команда пыталась пристать к берегу, однако уцелел, а из команды никто не пострадал. Как позже писал Хейердал, экспедиция Кон-Тики не подтвердила его идею о том, что люди плавали из Южной Америки на острова в Тихом океане, но она доказала, что такое плавание было вполне возможно. До Кон-Тики ни одни человек не мог поверить, что шесть мужчин на хрупком плоту могут выжить в таком путешествии.
|
|
![](r07.jpg)
|