Есиногари — это место неразрешимых загадок. Кто был захоронен в его огромных могилах? Почему тысячи людей погибли в сражении? Кто были их враги? Пока мы можем только строить догадки.

Кюсю — самый южный из пяти главных островов, составляющих Японию. Именно здесь, совсем недавно, японские археологи сделали одно из наиболее интересных открытий. Когда это место будет полностью исследовано, некоторые из загадок ранней истории Японии могут быть разрешены.

Ёсиногари расположен на северо-западе острова Кюсю, вблизи от городов Сага и Куруме и недалеко от Нагасаки. Совсем рядом, через полив, находится Корея, которая тогда была китайской колонией. Японцы называют свою страну - Ниппон. Название Япония, используемое на Западе, произошло от китайского названия Джи-пень, что означает Страна восходящего солнца.


Гигантская насыпь из гравия

Есиногари было поселением, состоящим из соломенных хижин, окруженных рвом. Хотя первые хижины были построены около 300 года до новой эры, пика своего развития это поселение достигло в 300 году уже нашей эры. 600 лет, прошедших между этими двумя датами, в японской истории называют периодом Яёй. Это было время, когда выращивание риса было очень развито. Остались какие-то следы и других поселков периода Яёй, но Есиногари был самым крупным из них. Здесь было найдено то, чего не находили больше нигде - огромный холм с захоронением, размером 24 метра в длину и 15 метров в ширину, который был установлен на восьмигранной площадке еще большего размера. Очевидно, что здесь был захоронен кто-то, имевший чрезвычайно большое значение. Но кто? Мы не знаем. Пока не знаем. Может быть Есиногари был столицей и центром культуры Яёй. Во всяком случае, некогда это поселение процветало. Оно было также ареной жестокой войны.


Эхо войны

Помимо всего прочего, Есиногари - это место захоронения, что-то вроде кладбища. Помимо большой насыпи, здесь было обнаружено несколько тысяч могил, в которых были захоронения в глиняных урнах. Кроме того, найдено 350 захоронений в пещерах и более десятка каменных могил. После всех событий здесь остались только кости, но они могут поведать нам такую историю, от которой кровь стынет в жилах. Некоторые скелеты были найдены без голов. Другие были со страшными ранами. У третьих найдены стрелы, застрявшие у них между костей. Что было причиной всех этих страданий и смертей? В период Яёй на японских островах было большое количество государств, находившихся друг с другом в состоянии войны. Борьба была также между населением бедных земледельческих деревень и богатыми поселениями, обнесенными рвом. Борьба могла быть даже между жителями внутри самого Ёсиногари, но количество могил позволяет предположить возникновение чего-то более серьезного, чем просто локальные конфликты.


Зеркала и тайны

Кроме могил, в Ёсиногари было найдено много других вещей, что рассказывает нам о жизни в этом поселении. Это много плоских каменных ножей серповидной формы, использовавшихся для уборки риса. У ножа было два отверстия, через которые можно было продеть веревочную петлю. Веревка наматывалась вокруг пальцев, образуя таким образом ручку. Также было найдено большое количество украшенных гончарных изделий, а также изделий из бронзы -в этих ремеслах жители Ёсиногари достигли большого мастерства. Они легко делали небольшие глиняные кувшины, но тела умерших они хоронили в огромных урнах с крышками, достаточно больших, чтобы туда могло поместиться человеческое тело. Найдено было также много красиво украшенных бронзовых зеркал, некоторые из них можно держать в ладони. Но были и другие бронзовые изделия, более загадочные. Особенно любопытны были диски с ручками. Трудно представить, как они использовались, но их было найдено большое количество. Среди находок была даже каменная литейная форма для изготовления таких изделий в большом количестве, вероятно, они имели важное значение, возможно, это были украшения.


Страна Ва

Кто были жители Ёсиногари? Китайские путешественники плавали в Японию в 250 - 270 годах и описывали землю, которую они называли Ямато, или страна Ва. Они определили ее На этом рисунке воссоздана жизнь Есиногари в период его заката. Поселок был снаружи окружен рвом длиной около 900 метров, а внутри был еще один ров для дополнительной защиты. Жилища овальной или квадратной формы, размером около 6 метров (20 футов) в диаметре, строили из соломы или деревянных рам.положение, измерив количество дней, которое необходимо проплыть морем, чтобы достичь ее. Однако, это количество дней менялось в соответствии с изменением направления ветра и течениями, так что китайскими измерениями не очень пользовались. Тем не менее, они смогли определить положение страны Ямато, где-то на острове Кюсю. Если это так, то страной Ямато могло быть Есиногари, поскольку это самое крупное найденное поселение периода Яёй. Это могло бы помочь объяснить появление большого холма с захоронением тем, что там мог быть похоронен: король или королева страны Ва.


Танцы для мертвых

Если Есиногари и Ямато действительно одно и то же, то кое-что мы может узнать о здешней жизни из рассказов китайских путешественников. О народе страны Ямато они говорили, что он был законопослушен, но те, кто не подчинялся закону, подвергался строгому наказанию. Эти люди были долгожителями, доживавшими до 100 и более лет. Когда они умирали, церемонии похорон были долгими и проводились в соответствии со строгими правилами. После захоронения тела родственники носили траур в течение десяти дней, во время него певцы и танцоры устраивали свои представления. Через 10 дней все принимали ритуальную ванну в проточной воде.


Богатые и бедные

По рассказам китайцев, в стране Ямато существовало строгое разделение между знатью и простыми людьми. Когда приближался знатный человек, простолюдин должен был сойти с дороги, а при разговоре с ним должен был склониться или стать на колени. Эта информация вполне соотносится с тем, что мы знаем о Есиногари. Большие дома богатых людей располагались вокруг королевского дворца, который не был найден и были отделены от остальных жилищ.


Богиня солнца АматэрасуБогиня веселья и смеха Удзуме

Как и во многих других древних цивилизациях, солнце занимало важное место в религии и культуре Яёй. Главным богом Яёй была Аматерасу, богиня солнца. Ее главным соперником был Сусаноо, бог грозы, главной целью которого было вызывать по всему миру беды и неприятности. Согласно легенде, однажды Сусаноо отпустил лошадей пастись в рисовых полях Аматерасу и они потоптали ее зерно, а затем разрушили ее дворец. Богиня была настолько расстроена этим, что скрылась в пещере, погружая мир в темноту. Чтобы выманить ее снова на свет, богиня веселья и смеха Удзуме танцевала и пела и, произвела столько шума, что Аматерасу вышла посмотреть, что происходит. У входа в пещеру другие боги повесили зеркало - первое в мире. Аматерасу была настолько очарована этим, что подошла ближе, чтобы посмотреть на свое изображение. Но другие боги схватили ее и утащили от пещеры -и мир снова стал купаться в лучах солнца.


Есиногари, 300-й год

На этом рисунке воссоздана жизнь Есиногари в период его заката. Поселок был снаружи окружен рвом длиной около 900 метров, а внутри был еще один ров для дополнительной защиты. Жилища овальной или квадратной формы, размером около 6 метров (20 футов) в диаметре, строили из соломы или деревянных рам. Солома покрывала всю хижину до самого пола. В каждой хижине посреди пола был устроен очаг в виде углубления из глины, где разжигался огонь, а у стен хижины с внутренней стороны строилась земляная насыпь. Она использовалась как скамья и подставка для хранения домашней утвари, а также была преградой для воды, которая просачивалась в дом сквозь солому. Жилища были не единственными строениями в Есиногари. Здесь строились также зернохранилища, которые были специально приподняты на деревянных сваях, чтобы защитить зерно от крыс и других вредителей. По углам поселка были расставлены деревянные сторожевые вышки. С них можно было обозревать окрестности и своевременно замечать приближение врагов, а также можно было проследить, добросовестно ли трудится народ в поле. Хотя поселок Есиногари был земледельческой общиной, он отнюдь не был мирным, как показывают раскопки мрачных мест погребения. Королева Химико и хижина периода Яёй.


Королева Химико

Когда в Есиногари была найдена большая насыпь с захоронением, которая по размеру была больше, чем любая другая из найденных в период Яёй, возник вопрос: кто мог быть такой важной персоной, чтобы быть похороненным в этой могиле? Некоторые японские археологи считают, что здесь находится могила королевы Химико, которая была правителем народа Ямато в течение более шестидесяти лет. По имеющимся сведениям, королева Химико получила власть над народом Ямато приблизительно в 183 году и этому предшествовал долгий период войны, которая была при прежнем монархе-мужчине. Имя Химико означает Дочь Солнца. До последнего времени императоры Японии претендовали на то, что они потомки богини солнца Аматерасу. Химико владела магией и колдовством, которые она использовала для получения и удержания власти.


Женский двор

По сведениям из китайских источников, королева Химико управляла всем островом Кюсю, а также частью соседнего острова Хонсю. Она сама построила для себя хорошо укрепленный дворец. Если насыпь в Есиногари - ее захоронение, то весьма вероятно, что ее дворец также был здесь, хотя пока не обнаружено то место, где он мог находиться. Для китайцев, которые не привыкли к самой идее женщины-монарха, все это казалось очень странным, и они называли страну, управляемую Химико Страна Королевы. Китайские путешественники рассказывали, что королева Химико жила во дворце, который был укреплен словно крепость, с 1000 слугами-женщинами и только одним мужчиной. Этот мужчина не был ее мужем. Его работа состояла в том, чтобы по ее приказу выезжать за пределы страны.


Страна КоролевыГлиняная голова из могилы периода Яёй.

К удивлению китайцев, Химико, по-видимому, оказалась хорошим монархом. Она поощеряла торговлю и контакты с Китаем . Мы знаем о ней только то, что рассказывали китайцы. Но как это часто бывает в истории, ее страна начала приходить в упадок вскоре после того, как она умерла в 248 году. Ее сменил на троне король, не способный поддерживать порядок, Егo вынудили покинуть дворец, а на его место вступила родственница Химико, тринадцатилетняя девушка по имени Ийо. До конца непонятно, что произошло потом, однако ясно, что великие дни Есиногари были закончены.


Контроль над землей и водой

РИС был главной зерновой культурой народа периода Яёй. Весь их жизненный уклад зависел от умения выращивать достаточное количество зерна, контролируя поступление воды к молодым побегам рисовых плантаций. Такие же методы используются и сегодня в отдаленных районах Японии. Рисовые поля располагались немного ниже уровня почвы, на которой был построен поселок Ёсиногари, поэтому речная вода могла течь на поля. Рисовые поля были разделены земляными насыпями -это помогало контролировать поступление воды. Также эти насыпи использовались как тропинки для прохода на поля земледельцев. Контроль поступления воды на рисовые плантации в течение всего периода созревания и роста риса был очень важен. Поэтому между полями делались специальные каналы, позволявшие увеличивать поступление воды или наоборот, отводить лишнюю воду. Рис был не единственной зерновой культурой, которая выращивалась в период Яёй. Там, где земля была достаточно сухой, при помощи плугов, запряженных волами, возделывались почвы, чтобы выращивать просо.


Рассказы китайских путешественников

Почти все, что мы знаем о Стране Королевы и о том, каков мог быть уклад жизни в Есиногари, пришло к нам, кроме археологических находок, от двух китайских писателей, которые посетили .Японию с разницей в 250 лет. Первый писатель поехал в Японию приблизительно в 57 году и описал то, что он увидел. В то время в стране Ва правил король. Затем, примерно в 297 году была написана книга под названием Вей Чжи. В ней описывалась история династии Вей. Некоторые сведения в ней были взяты из более ранней книги, но она также дает описание королевы Химико, образ ее жизни и ее похороны. Вей Чжи — это не описание путешествия одного человека. Это целое собрание записок различных людей, путешествовавших в различные времена на протяжении по крайней мере 250 лет, а может быть и больше. Некоторые из них рассказывали об увиденном устно, и это постепенно, от человека к человеку, разошлось в устных рассказах еще до того, как было записано. Поэтому мы не можем принять все, что есть в книге Вей Чжи, как точно установленный факт.





































































Hosted by uCoz