Среди быстро бегущих горных рек и водопадов разбросаны, словно драгоценные камни, тридцать четыре храма Эллоры, расположенные на склоне холма, украшенные затейливой резьбой, лепниной и гигантскими скульптурами, приглашающими войти представителей трех религий.

Эллора находится в штате Махараштра к западу от центральной Индии. Здесь проходили главные торговые пути, по которым могли также следовать пилигримы, направляясь в часовни Эллоры.Тридцать четыре храма в Эллоре представляют собой зрелище, на которое стоило бы посмотреть, даже если бы они были построены обычным способом. В высоких сводчатых залах стоят огромные статуи, а стены отделаны скульптурами и барельефами, рассказывающими легенды о богах. Здесь колонны, лестницы, каменные слоны и львы в натуральную величину, сторожки, охраняющие святые места, и мосты, соединяющие их. Тридцать четыре храма Эллоры тянутся на протяжении двух километров вдоль утеса среди гор Хайдарабада на западе Центральной Индии. Однако, самое замечательное в Эллоре то, что эти храмы не были построены обычным способом, когда камень ложится на камень или кирпичик к кирпичику. Эти храмы были вырезаны из цельных кусков скал. Это пещеры, сделанные человеческими руками, одна из которых составляет в длину 30 метров. Если посмотреть на это другими глазами, можно считать их гигантскими скульптурами.

Четыре раза в день - на восходе, в полдень, на заходе солнца и в полночь - индусские жрецы приносят жертвоприношения богу Шиве - создателю и разрушителю жизни.


Жизнь в гармонии

Храмы в Эллоре принадлежат трем великим религиям Индии. Двенадцать из них были сделаны буддистами, семнадцать индусами и пять джайнистами. В свою очередь, они рассказывают о том, как религиозные верования менялись в Индии на протяжении более 300 лет. Хотя во многих отношениях эти религии различны, буддизм, индуизм и джайнизм придают огромное значение спокойному поиску истины. Прохладные, темные храмы Эллоры, почти вырезанные прямо в скалах, для последователей всех трех религий они были идеальным местом для того, чтобы изолироваться от окружающего мира. Первыми пришли в Элло-ру буддийские монахи, это было примерно в 600 году. Некоторые из их храмов были простыми комнатами, выбитыми в скалах и окруженными маленькими кельями, куда монахи могли уйти молиться и заниматься самопознанием. Были также монастыри, в которых они могли питаться и жить. В монастырях имелся большой центральный зал, каменный стол для пищи и священное место со статуей Будды у стены. Монахи спали и занимались самопознанием в маленьких ячейках-кельях, расположенных за стенами зала.


Под взглядом Будды

Храмы, известные под названием Пещера № 10 и Пещера № 12, были самыми важными для буддистов. Они были вырезаны в скалах примерно в 700 году и являются самыми красивыми и величественными из всех других. В центральном зале Пещеры № 10 находится огромная фигура Будды, сидящего на стуле или на троне, его голова почти достигает потолка. Этот потолок был отделан таким образом, что напоминает деревянные стропила, также и другие детали храма были сделаны с целью создать ощущение, что человек молится в деревянном храме. Пещера № 12 сделана в три этажа. На самом нижнем расположен вход и зал, стены которого украшены скульптурами. На втором этаже имеется второй большой зал, примерно 30 метров в длину, но самая великолепная отделка была на верхнем этаже. Большой зал на третьем этаже, крышу которого поддерживают сорок две колонны, находится под неусыпным оком многочисленных статуй Будды, сидящего на троне в окружении других буддийских святых, смотрящих на посетителей с настенных панелей.


Храм победы

Буддийские строители еще делали последние штрихи при строительстве Пещеры № 12, когда индусы начали вырезать в Эллоре свои первые храмы. Самый красивый и эффектный индусский храм в Эллоре - Кайласанатха. Его строительство было начато в 765 году по приказу короля Кришны I, который управлял северовосточной Индией. Таким образом он хотел отблагодарить бога Шиву за победы в сражениях. В действительности, Кайласанатха - это не один храм, а целая группа храмов, расположенных в глубокой впадине. Их сооружение было огромной работой. Начав работу в указанный год, строители вырезали в твердых скалах траншеи глубиной 30 метров. Затем они перетаскивали стволы деревьев в траншеи и заливали их водой. От воды древесина распухала, и давление вызывало трещины в скалах. После того, как были убраны неплотные и раскрошенные куски породы, остался цельный кусок скалы размером 85 х 49 метров. Из этого куска кропотливо вырезали храм Кайласанатха, используя в качестве инструмента только долото шириной 2,5 сантиметра. Такие же простые инструменты использовались для резки скульптур, украшающих большую часть наружных и внутренних стен храма.


Прошлое священного быка

На стенах впадины, связанных мостами с храмом Кайласанатха, в скалах вырезаны священные места, с которых посетители могут рассматривать скульптуры на наружных стенах храма. Внутри храма были галереи, лестницы и священные места. Посетители проходили в храм мимо Нанди - священного брахманского быка, охраняемого двумя каменными слонами в натуральную величину. За ними находился мост, ведущий в главный зал храма. В зале площадью 16 квадратных метров было шестнадцать колонн. За пределами зала находилось внутреннее священное место, куда входить было разрешено только священникам. Маленькие священные места окружали главный зал.


Бог войны

Из пяти джайнистских храмов наиболее привлекателен для посетителей храм Ин-дра Сабха. Он был построен около 850 года и был тоже вырезан из скалы способом, описанным выше, и очень похож на храм Кайласанатха в миниатюре. Храм украшают резные колонны, резные входы и настенные панели со скульптурами и барельефами, изображающими Индру - бога Танец Шивывойны. На потолке вырезан огромный лист лотоса. В Эллоре последователи каждой религии находили способы для изображения своих верований в камне, таком же твердом, как их убеждения.


Бог танца

Шива — бог, которому был посвящен храм Кайласанатха - был одним из трех главных индусских богов. Индусы считают, что он является создателем и разрушителем всего на земле. Он дает жизнь или отбирает ее. Он господин всех чудовищ, покровитель животных, великий бог смерти и хозяин времени. В индусских храмах Шива изображен самыми разными способами. Иногда он показан скачущим верхом на священном быке Нанди. Также его часто изображают богом танца—таким он изображен и на этой бронзовой скульптуре одиннадцатого века. Согласно индусской легенде, танец Шивы называется тандава. Он начинается медленно, но постепенно темп все более и более убыстряется, становится совершенно диким и наполняет возбуждением всю Вселенную. Шива танцует настолько яростно, что это угрожает Вселенной разрушением. На этой скульптуре Шива танцует на теле - символе Забывчивости.


Религии в Индии

Три из шести основных религий, существующих в современной Индии: буддизм, индуизм и джайнизм -представлены в Эллоре. Отсутствуют ислам, сикхизм и христианство - с тех пор, как в Эллоре были построены храмы, ни одна из этих религий не появлялась в Индии.


Три жизни

Индуизм вырос из верований и легенд самих жителей Индии, а также ариев, которые вторгались в Индию около 3500 лет назад. В отличие от большинства других религий, в индуизме нет твердого набора правил, установленных лидером, так, как это принято Мухаммедом в исламе или Иисусом Христом в христианстве. Индусы верят, что каждый человек имеет три жизни - прошлую, настоящую и будущую Если вы индус, ваше место в этой жизни зависит от того, как вь вели себя в вашей прошлой жизни. Как вы ведете себя в вашей настоящей жизни, будет определять то, что произойдет в вашей будущей жизни. Если вы ведете себя плохо, в вашей следующей жизни вы можете стать насекомым или животным. Индусы поклонялись многим богам. Некоторым из них поклонялись только отдельные семьи или целые селения, но при этом существовало три главных бога. На странице 39 мы уже познакомились с Шивой, создателем, дающим и разрушающим жизнь. Другие боги — это Брахма и Вишну. У этих трех богов были целые семьи любимых оогов, которые помогали им выполнять свою работу. Брахма был создатель мира. Он покровительствовал богам, которые наблюдали за Солнцем, Луной и звездами и следилиза тем, чтобы все было на своих местах. Вишну правил миром. Он покровительствовал богам, которые, среди многих прочих дел, управляли погодой. Все остальные боги индусов связаны с этими тремя главными богами.


Великий учитель

Буддисты считали своего лидера, Будду, не столько учителем, сколько богом. Слово Будда означает тот, кто нашел истину. Реальный Будда был принцем по имени Гаутама Сиддхартха, он родился в индусской семье около 2500 лет назад в том месте, где сейчас расположен Непал. Он вырос во дворце своего отца, полностью изолированный от Буддакаких-либо знаний о внешнем мире. Когда ему было шестнадцать лет, он женился на принцессе по имени Ясодхара и у них родился сын. Теперь, когда он сам был главой семьи, Будда мог идти куда угодно. Он начал странствовать и таким образом увидел, как много страданий существует в мире. Будда был настолько поражен этим, что оставил свою семью и потратил много лет, бродя по стране, пытаясь осознать, почему у столь многих людей такая несчастливая жизнь. Однажды, когда он сидел под диким фиговым деревом, истина открылась ему. Страдания этого мира не имели значения. Каждый человек когда-нибудь может найти выход из цикла переселения душ, в которые верят индусы, когда он достигнет нирваны, то есть счастья, мира и покоя. Остаток своей жизни Будда потратил на то, чтобы проповедовать учение, которое ему открылось.


Боги в человеческом облике

Буддисты верили, что когда человек достигает состояния нирваны, его душа соединяется с универсальной жизнью мира. Но некоторые люди, достигшие нирваны, решают остаться в качестве богов во плоти на земле, чтобы помочь людям спастись.


Уважение к жизни

Джайнисты откололись от индусов около 300 года до н. э. и взяли себе некоторые из идей буддизма. Они следовали строгой диете и одно из их главных верований состояло в том, то ни одно живое существо - нельзя убивать


Повторно открытая Эллора

Паломник у коллонааы храма Храмы Эллоры никогда не были покинуты вследствие наводнений, пожаров или землетрясений или в результате войны. Храмы оставались здесь и каждый мог их видеть все время с тех пор, как они были сделаны, однако, за пределами Индии они были неизвестны до 1794 года, пока их не описал британский путешественник Чарльз Вейр Мале. Его записки возбудили интерес других людей к истории Индии, но до 1824 года никто не осознал, что тги храмы, которые быстро разрушаются и превращаются в руины, необходимо сохранять. Офицер британской армии Дж.Сили понял важное значение Эллоры и начал работу по сохранению храмов. Она была успешной, и благодаря его усилиям сейчас мы восхищаемся мастерством индийских каменщиков, работавших более 1000 лет назад.


Махабхарата

Махабхарата - это книга индийского эпоса, представляющая собой наиболее полное собрание мифов индусов, в которых действуют чудовища, демоны, боги, колдовство, магия и чудеса. Эта книга рассказывает о длительной борьбе двух семейных кланов за престол королевства Куру, расположенного на северо-западе Индии.


Ссора в семье

Существовало два семейных клана -Пандавы и Кауравы. В семье Панда-вов было пять братьев-принцев, их отец - король Панду умер, когда они были еще детьми. В семье Кауравов было 100 принцев и они были двоюродными братьями Пандавов. Согласно Махабхарате, Пандавы олицетворяли силы добра, а Каура-ва - силы зла. Когда двоюродныеКришна хорошо играл на флейте братья подросли, они начали ссориться, решая вопрос, кто будет королем Куру. Пандавы считали, что им должен быть Юдхистхира, старший из братьев. Кауравы хотели, чтобы королем был их старший принц Дуриодхана. Они решили разрешить вопрос, сыграв в кости. При помощи обмана Дуриодхана выиграл. Однако он согласил-ся на то, что если пять братьев Пандава покинут страну на 13 лет, Дуриодхана передаст им престол королевства Куру, когда они вернутся. Разумеется, Дуриодхана не собирался выполнять своих обещаний. Таким образом, братья Пандава отправились бродить по миру, с ними происходило много приключений, причем они едва избежали гибели. Однажды Кауравы подготовились поджечь дом, где остановились Пандавы, но те вовремя услышали о заговоре. В другой раз они встретились с демоном, поедающим людей. Однажды один из братьев Пандавов, Арджуна, повстречал прекрасную принцессу, которая подарила ему способность быть невидимым в воде, а потом он получил волшебное оружие от бога Шивы.


Битва

Когда срок в 13 лет подошел к концу, братья Пандавы вернулись в страну, чтобы потребовать себе престол. Дуриодхана передать трон отказался, поэтому у Пандавов не оставалось другого выбора, кроме как попытаться победить его в сражении. Бог Кришна подружился с Пандавами и поэтому сражался на их стороне. Две армии встали друг против друга. Здесь были лучники на колесницах, всадники с мечами, уланы верхом на слонах и тысячи солдат-пехотинцев, вооруженных луками, мечами и дротиками. Битва продолжалась восемнадцать дней, пока, наконец, из принцев в живых остались только пять братьев Пандавов. Затем Юдхистхира, старший из братьев, был коронован и стал королем Куру. Как сказано в Махабхарате, Юдхистхира правил в течение многих лет при помощи своих братьев и принес своему народу мир и мудрость.


Рамаяна

Другая знаменитая книга индийского эпоса - Рамаяна. В ней рассказывается о том, как принц Рама сражался и убил Равану, короля Шри Ланки. Равана был страшным существом. Это был демон с десятью головами, обладающий огромной силой. За его самодисциплину и постоянные молитвы его настолько полюбили боги, что они обещали ему бессмертие -ни один бог или демон не сможет убить его. Однако, затем он принес столько несчастий, что боги решили избавиться от него.


Похищенная принцесса

БОГИ согласились , что только одним путем можно убить Равану - одному из них нужно явиться на Землю в человеческом облике. Они не обещали, что Равана не может быть убит человеком, а он был слишком горд, чтобы просить такой защиты. Таким образом, было решено, что бог Вишну родится снова на земле в образе обычного ребенка, а когда он подрастет, он убьет Равану. Так Вишну родился заново на Земле под именем Рамы, а жена Вишну Лакшми также родилась заново в образе принцессы по имени Сита. Когда Рама и Сита подросли, они поженились. Однако, Равана ревновал Раму и сам хотел обладать Ситой. Обманом он завлек Раму на охоту и когда Сита была одна, Равана похитил ее и увез в Шри Ланку на своей летающей колеснице. Рама собрал армию и кинулся на спасение своей жены. Генералом своей армии он выбрал Ханумана, доброго бога — царя обезьян, который обладал волшебной силой, например, он мог летать. Они добрались до морского пролива, разделяющего Индию и Шри Ланку. Хануман полетел вперед и сообщил Сите, что Рама уже в пути и спасет ее. Рама приказал морю расступиться, чтобы могла пройти его армия, однако ничего не произошло. Когда Хануман вернулся, он показал своим обезьянам, как нужно построить мост и пятью днями позже он был готов для прохода армии Рамы.


Триумф Рамы Хануман, вооруженный и готовый к битве.

Вблизи дворца Раваны произошла грандиозная битва. Сначала ситуация складывалась неудачно для Рамы и он сам был ранен. Однако Хануман знал о волшебной траве, которая сможет вылечить Раму и полетел через все Гималаи для того, чтобы принести эту траву. Затем Рама и Равана сошлись в поединке. Рама прицелился и одну за другой снес все десять голов Раваны -однако, они выросли снова. Рама опять выстрелил, на этот раз используя волшебную стрелу. Стрела пронзила Равану насквозь и убила его. Рама и Сита вернулись домой и Рама правил еще 10 тысяч лет, а потом вернулся на небеса и снова стал богом Вишной.





























































































Hosted by uCoz