Это был прекрасный город. Люди одевались в тончайшие шелка, возводили прекрасные дома и проводили свою жизнь в праздности, отдыхе и роскоши. Для жителей Нары все должно было быть только самым лучшим.

В один прекрасный день 645 года при дворе японского императора произошло событие: брат императрицы, ее сын и один из придворных ворвались во дворец и угрожая императрице, убили ее главного советника. Этот человек принадлежал к семейству Сога, которое в течение многих лет фактически управляло страной. Принц Нака, сын императрицы, сам нанес смертельный удар. После этого Япония уже не могла быть такой же, как и прежде.

Древний город Нара находится на юге главного японского острова Хонсю, поблизости от современного города с тем же названием. В 607 году китайский император Ян Ди согласился принять японского посланника. Это открыло новую главу в истории Японии.


Стремление учиться

За триста лет, которые прошли после падения Ёсиногари , в Японии многое изменилось. От Кореи до самых южных японских островов по морю расстояние было совсем небольшое, поэтому китайские идеи и культура легко пересекали узкий пролив. Китайская цивилизация была более развитой, и японцы были готовы научиться всему, чему только могли. В 405 году Япония приняла китайскую систему написания иероглифов. В 552 году китайская религия - буддизм была принята в Японии. Императорская семья стала буддистами и поддержала строительство буддийских храмов. Начиная с 600 года, начались регулярные визиты в Китай японских монахов, ученых и официальных государственных лиц, которые, вернувшись домой, распространяли воспринятые в Китае идеи. Постепенно Япония становилась миниатюрной копией Китайской империи, с такой же государственной системой и похожими законами. Но тем временем клан Сога стал настолько влиятельным, что претендовал на престол. Именно поэтому, принц Нака и его сообщники решили, что необходимо пресечь власть семейства Сога.


Власть в тени трона

Принц Нака позволил своей матери продолжать управлять империей, однако с этого момента именно он стал реальным правителем Японии. Когда в 661 году его мать умерла, он был провозглашен императором и взял себе имя Тэнти. Однако, еще раньше он уже начал воплощать свою программу по изменению Японии. Он лишил власти знатные семьи, ввел новые законы о сборе налогов и землевладении. И как знак того, что Япония отошла от своего прошлого, он начал разрабатывать план постройки новой столицы страны — города Нара.


Совершенный город

Так случилось, что император Тэнти не дожил до того момента, когда он мог увидеть строительство нового города. Строительство началось по приказу императрицы Геммей, сменившей на троне императора Тэнти. Однако Тэнти выбирал место для нового города и участвовал в планировке. Хотя строительные работы начались не ранее 708 года, Нара стала столицей, о которой мечтал Тэнти. Нара была задумана как управляющий и контролирующий центр из которого, в будущем, будет управляться Япония. По приказу императрицы Геммей, Нара должна была быть распланирована как полноценный, законченный и совершенный город. Ничего не должно быть добавлено позже. Таким образом, в Наре с самого начала было все. Тщательно разработанный и нанесенный на сетку план города предусматривал строительство дворцов, канцелярий и контор для сборщиков налогов и других государственных служащих, рынков, зернохранилищ, буддийских храмов и пагод. Красивые пропорции зданий и улиц украшали город. Дворцы и большие здания были прекрасно обставлены. Это был город мечты.


Жизнь в роскоши

Для богатых и влиятельных семейств, которые жили в Наре, жизнь была действительно очень приятной. В их домах стояла красивая мебель, они изящно одевались -в одежды из тончайшего шелка и парчи. Они заполнили свои дома красиво сделанной домашней утварью и мебелью с инкрустацией и лакировкой, а также предметами, сделанными из панциря черепахи, слоновой кости и перламутра. Посещавшие Китай японцы, которые видели дворцы китайских императоров и дворец императрицы Геммей, сообщали, что ее дворец, несомненно, роскошнее. Жизнь при дворе проходила в роскоши и безделье. Императорская семья и придворные занимались музыкой, поэзией, живописью и изучали природу. У них было очень много денег, которые они могли тратить как им нравилось. Откуда взялось такое богатство? Ответ прост -от бедняков.


Богатые и бедные

ЕСЛИ вы на время оставите постоять кружку молока, то сливки поднимутся вверх. Сливок при этом будет очень немного по сравнению с объемом молока. То же самое можно сказать о японском обществе, которое было опорой Нары. Верхний слой сливок представляли богатые, влиятельные семейства, живущие в Наре. Они опирались на значительно более многочисленный слой бедных семейств, которые напряженно трудились на полях, выращивая рис или другие зерновые культуры, или культивировали тутового шелкопряда, чтобы прясть шелк для одежды и домов богатеев.


Время перемен

Независимо от урожая, бедняки должны были платить высокие налоги. Чем больше они работали и больше производили, тем больше налогов они должны были платить. Они оплачивали ленивую и роскошную жизнь привилегированного слоя Нары, хотя не разделяли с ними такого же образа жизни. В конце концов, такая несправедливость привела к падению Нары. Около 794 года бедные семейства бросили работу на полях в знак протеста против императорских налогов. Власть в стране взяли буддийские монахи и тем самым они укрепили свое могущество. Потом настало время для новых перемен. Тогда император по имени Канму покончил с властью Нары (и монахов), перенеся столицу в другой город - Киото. Сказочная жизнь Нары закончилась.


Здания, устойчивые при землетрясениях

Пагода в саду Пагода — это башня, обычно в пять этажей, крыша каждого более высокого этажа нависает над нижней. Каждый более высокий этаж меньше, чем этаж под ним. Первый этаж пагоды - это священное для буддистов место, сюда верующие приходят молиться. Верхние этажи, на которые можно подняться по винтовой лестнице, предназначены для молитв, медитаций или просто для людей, которые хотят полюбоваться открывающимся видом. Пагода - это еще одна идея, которую Япония заимствовала у Китая, но она особенно хорошо прижилась именно в Японии, которая является одним из самых сейсмически опасных мест на земле. Пагоды строились вокруг центральной деревянной сваи, которая служила опорой для всей постройки. Японцы считают, что при землетрясениях все напряжение на пагоду концентрируется на центральной опорной свае, это позволяет лучше выдержать колебания земли, чем это происходит в зданиях других типов. Пагоды стали главной приметой Японии.


Монастырь Хорюдзи, около 710 года

Среди всех прекрасных строений Нары самыми замечательными были ее буддийские храмы и монастыри. Одним из верований буддистов является терпение скудного образа жизни ради сохранения ее после смерти. Это вполне соответствует системе, которая требовала от большинства народа тяжелой работы за малое вознаграждение. Период, когда строилась Монастырь Хорюдзи, около 710 года Нара, был вершиной развития буддизма в Японии. Старейший из оставшихся буддийских монастырей того времени — монастырь Хорюдзи, расположенный в 18 километрах от Нары. Еще раньше, до того как Нара стала столицей империи, здесь существовал монастырь, но он был уничтожен при пожаре в 670 году и отстроен заново двадцать лет спустя. Монастырь, находящийся сегодня на этом месте, является старейшим в мире деревянным зданием. Вы входите в монастырь Хорюдзи через двухэтажные ворота — некоторую разновидность пагоды. Внутри находится двор с двумя постройками в центре. Это пагода и двухэтажный главный зал, известный под названием Конго. За главным двором находятся другие постройки монастыря, сюда входит библиотека и комнаты для монахов, учащихся и посетителей. Хотя дерево, из которого был построен монастырь, обновлялось в течение столетий, Хорюдзи до сих пор выглядит так, словно он был построен 1500 лет назад. Постройки из камня или кирпича не смогли бы пережить японских землетрясений, но дерево, которое может колебаться вместе с колебаниями земли, оказалось более долговечным. В самой Наре существуют даже еще более прекрасные монастыри, чем Хорюдзи. Сменяющие друг друга императоры старались превзойти друг друга в строительстве все более и более роскошных буддийских храмов, тем самым стараясь показать больше благочестия.


Великий БуддаБодхисатва

В храме, находящемся в центре монастыря, установлен Великий Будда от Тодайдзи - фигура высотой 16 метров в высоту. Здесь находится не один Будда. Рядом с ним находятся две статуи Бодхисатвы. В углах храма установлены статуи Четырех Великих Королей, которые согласно буддистской легенде, охраняли север, юг, восток и запад. Каждая фигура более 13 метров высотой . В другом зале находятся статуи других легендарных стражей. Один, по имени Фукукензаку Каннон, носит корону инкрустированную жемчугом. Другой буддийский страж по имени Сюконгодзин держит молнию, чтобы ударить всякого, кто угрожает Будде.


Храм Сёму

Около 735 года в Японии вспыхнула эпидемия оспы, которая в то время была смертельной болезнью. Получилось так, что у правившего в то время императора Японии по имени Сёму было большое число родственников и все они погибли от эпидемии. Для того, чтобы предотвратить еще большее количество смертей, а может быть в знак благодарности за то, что вспышка болезни закончилась, Сёму приказал изготовить огромную статую Будды и новый храм для нее. Так возник Тодайдзи, самый красивый из монастырей Нары.


Центр власти

В 741 году император Сёму издал указ, что буддизм должен иметь центральную опору для своей власти и Тодай-дзи был избран главным национальным храмом. Еще раньше, в 685 году император Темму приказал, чтобы в каждом доме в стране был буддийский алтарь. Императоры и буддийские монахи предпринимали совместные усилия для того, чтобы утвердить буддизм как национальную религию Японии. После 741 года, учитывая множество мелких храмов, монахи полностью контролировали поклонение Будде.


Национальное собрание поэзии

Располагая большим досугом, придворные Нары занимались искусством -и в период расцвета Нары зародилась японская литература. В различных провинциях Японии были собраны и записаны первые национальные легенды и истории. Однако, самым великим произведением литературы, одним из тех, что дает нам представление о том, как японцы того времени думали и чувствовали, была книга Манъёсю. Она была сборником приблизительно из 4500 стихотворений и поэм многих авторов. Некоторые из них были написаны членами императорской семьи, некоторые -монахами и придворными, но были и произведения простых людьми. Например, одна поэма была о грусти солдата на границе, тоскующего о своей подруге, которую он оставил дома и, пожелание, чтобы она была луком, который бы он носил с собой на службе. Другие стихи, написанные монахами, рассказывают о несчастной жизни бедноты. Многие поэмы Манъёсю были посвящены воспеванию красоты природы. Поэты писали о пастбищах и сельской жизни, цветении сливы и вишни, удивление и восхищение от появления снега, лунного света и водопада. Интересно, что буддизму было посвящено мало поэм и стихов. Во время написания стихов поэты говорили о том, что они действительно чувствуют и думают о жизни, а не то, что они должны чувствовать по приказу императора. Монах, читающий поэмы


Жадность монахов

Обращение японской императорской фамилии в буддизм позволило монахом и священникам обрести огромную власть и влияние. Одним из первых, кто понял это, был знаменитый китайских монах Ганжин, приехавший Нару в 753 году. Вскоре он стал учителем при императорском дворе, ему отдали в собственность замок, который он превратил в монастырь. Это было только начало. Уже довольно давно монахи представляли на рассмотрение императорской семьи и придворных проекты самых необычных зданий. Монахи создавали архитектурные проекты храмов и продумывали, какие ценные украшения будут размещены внутри них. Они моделировали богатые одежды для самих себя. Императоры могли оплачивать все эти проекты, но деньги, естественно, они собирали с простых людей, которые вынуждены были платить все более и более высокие налоги. Когда период процветания Нары близился к концу, монахов стали привлекать к управлению страной. Их влияние и власть все росли и росли. В конце концов император Канму решил, что этому должен быть положен конец. Примерно в 794 году он перенес столицу империи из Нары в Киото и тем самым покончил с властью монахов Нары. Они стали слишком жадными.









































































Hosted by uCoz