В течение пяти веков Кхмерская империя была главной силой на той территории, которую мы сегодня называем Индокитаем. Короли этой империи построили более 900 храмов. Самый крупный из них — Ангкор Ват, который одновременно был храмом и королевской усыпальницей.

Несколько городов Ангкора были расположены на северных склонах, откуда открывался прекрасный вид на Великое Озеро Кампучии (или Камбоджи). Вода из этого озера стекает в реку Меконг. Меконг — одна из самых длинных рек в Азии. Она берет свое начало в горах Китая и течет на юг, преодолевая расстояние 4500 километров и впадает в Южно-Китайское море. У впадения в море, эта река сильно разливается и, благодаря этому, здесь были плодородные равнины, обильно орошаемые водой. Именно здесь около 1500 лет назад процветала одна из забытых ныне империй Азии - Кхмерское королевство.

В период расцвета империи кхмеров, в долине реки Меконг проживало около одного миллиона человек. Там же располагались обширные рисовые поля, которые заливались водой во время разлива реки.


Торговцы и земледельцы

Первоначальным источником богатства кхмеров были плодородные рисовые поля в долине реки Меконг, но со временем, жители стали искусными ремесленниками - мастерами по обработке металлов, резьбе из слоновой кости и кораллов. Они развили прочные торговые связи с Индией и Китаем. В 800 году король кхмеров Джайяварман II сделал своей столицей город Ангкор. Это был первый из многих городов, построенных на этом же месте. Не ранее 1150 года, во времена царствования короля Сурьявармана II, кхмерский народ создал лучшее творение в архитектуре - большой храм Ангкор Ват.


Завораживающая красота

Ангкор Ват находится на острове площадью примерно 800 квадратных метров. Храм окружен широким рвом длиной около 200 метров. В храм можно попасть по единственной, пересекающей ров дороге, которая была настолько искусно расположена, что приближающийся к храму посетитель может в полной мере оценить красоту здания. Еще более завораживающий эффект был достигнут благодаря отражению храма и башен в воде, наполнявшей окружающий ров. Внутри были устроены декоративные пруды, еще раз ловившие в своих водах отражение от башен и бросающие отсвет наверх, на каменные чертоги храма. Кто бы ни создавал эту красоту храма, это был человек, обладающий развитым чувством прекрасного.


Загадка Ангкора

В течение многих лет после его открытия в 1860 году археологи не переставали удивляться, изучая Ангкор Ват. Похоже было на то, что это был частично индусский, частично буддийский храм и кроме того, в нем присутствовали и другие признаки, которые не принадлежат ни к какой религии. Сегодня мы знаем, что религия кхмеров заимствовала свои идеи как из индуизма, так и из буддизма, а также то, что кхмерский народ поклонялся своим королям как богам. Во времена царствования короля Сурья-вармана II Ангкор Ват использовался как храм. Когда король умер, храм стал его усыпальницей. Хотя статуи и резные украшения храма воспевают героев из Мохабхараты и Рамаяны (стр. 40-44), у них было второе предназначение. Статуи были установлены в честь героического и мудрого правления короля, который однажды будет похоронен здесь. Согласно индуизму и буддизму, центром Вселенной является Гора Меру, имеющая пять вершин. Эта идея была использована при постройке большого двора в Ангкор Вате. Башни в форме пирамиды стоят в углах двора, а в центре расположена Большая Пирамида - храм в виде горы и могила короля.


Остроконечные шпили в виде звезды

Одна из причин, почему Ангкор Ват не похож на другие постройки древнего мира, заключается в том, что у кхмеров были необычные методы строительства и создания внешнего вида зданий. Башни стоят на квадратном фундаменте, но по мере того, как они поднимаются вверх, проходя через девять уровней каменной кладки, они приобретают форму звезды, сужаясь к вершине. Кхмеры не использовали раствора, чтобы скреплять каменную кладку. Каждый слой каменной кладки был скреплен железными брусками, которые были вдолблены в камень, но кроме того, вся постройка держалась вместе только под действием силы тяжести. Что еще удивительнее, у храма почти нет фундамента. Но эта постройка была настолько тщательно разработана, что продолжала стоять на протяжении тысяч лет, оставаясь в идеальном состоянии.


Кхмеры на войне

Мы мало знаем о короле Сурьяварма-не II, кроме того, что при нем строился храм Ангкор Ват и что он умер в 1150 году. Его правление продолжалось 37 лет и именно тогда Кхмерская империя достигла вершины своего развития. После его смерти возникла война между кхмерами и соперничающим государством, королевством Тьямпа, находящимся на востоке, где сегодня расположен Вьетнам. В 1177 году столица Кхмерского государства город Ангкор, который располагался в одном километре к северу от храма Ангкор Ват, подвергся атаке солдат Тьямпы и частично был превращен в руины. Четыре года спустя, только что коронованный король Джайяварман VII начал перестройку своей столицы и решил отомстить государству Тьямпа за их нападение. Новой столицей стал Ангкор-Том. Этот город площадью 3,2 квадратных километра был окружен стеной с пятью монументальными воротами. В этом городе был другой великий храм - Байон, не уступающий даже храму Ангкор Ват.


Конец империи

Однако король Джайяварман VII был слишком амбициозен. Он начал военную кампанию, поставив своей целью овладение всей Юго-Восточной Азией от Мьянмы (Бирмы) до Вьетнама и полуостровом Малакка. Кхмерская империя не располагала достаточными человеческими ресурсами, чтобы создать большую армию, а также выполнить все планы короля по строительству и при этом продолжать ежедневную работу по возделыванию земли. Король Джайяварман VII не смог захватить земли за которые он сражался и даже начал терять контроль над Кхмерской империей. Кхмерская империя зашаталась, постепенно, в течение последующих двухсот лет, становясь все более бедной и слабой. Приблизительно в 1437 году Ангкор пал под ударами тайской армии и большая часть города была разрушена. В течение последующих многих сотен лет тайцы постепенно установили контроль над всей Кхмерской империей, слава которой была забыта на более чем 300 лет.


Королевство Фунань

Вход в Анкор Ват До того, как начался подъем Кхмерской империи, ее территория была захвачена королевством Фунань. Захватчики пришли в 50-м году и они были тогда главной силой в Индокитае в течение пятисот лет. Легенда об образовании королевства Фунань рассказывает о том, как индийский мореплаватель и исследователь по имени Каун-диния путешествовал на восток и дошел до Индокитая. Там он встретил принцессу местного народа, которая была наполовину человеком,наполовину змеей. Они поженились и вместе правили страной. В действительности вполне могло быть, что некий выходец из Индии, который сам принадлежал к знати или правителям, женился здесь и вошел в правящий семейный клан. Определенно можно сказать, что между Индией и Фунанем были сильные связи и что жители Фунаня некогда были индусами. Кхмерский народ в то время жил на территории нынешней северной Кампучии и находился под властью государства Фунань. Около 550 года они выгнали короля Фунаня и взяли власть.


Успехи в строительстве башен

Ангкор Ват был спроектирован таким образом, что посетитель, приближающийся к храму по тропинке через ров, был поражен открывающимся прекрасным видом, которому на смену приходил еще более захватывающий. Посетители проходили через центральный вход, который вы можете видеть справа на рисунке, где воссоздан внешний вид храма. Затем он попадал в большую галерею, стены которой были украшены резными изображениями героев индусских легенд. Серия лестниц медленно ведет нас наверх на наружный двор храма, с башнями по углам двора. На внутренних его стенах устроены галереи, украшенные большим количеством скульптур героев легенд. Много лестниц ведет к центральному внутреннему дворику. Здесь После того, как посетитель пройдет по многочисленным лестницам, террасам, галереям и внутренним дворикам храма Ангкор Ват, он может попасть в центральный храм, где ему открывается неповторимые виды окрестностей. Они снова повторяются благодаря отражению в декорированных прудах и в воде, заполняющей ров.тоже установлены башни по четырем углам, а в центре, расположена фокусная точка всего храма — центральная башня. После того, как посетитель пройдет по многочисленным лестницам, террасам, галереям и внутренним дворикам храма Ангкор Ват, он может попасть в центральный храм, где ему открывается неповторимые виды окрестностей. Они снова повторяются благодаря отражению в декорированных прудах и в воде, заполняющей ров. Ни один из этих эффектов не является случайным. Все это тщательно продумано еще до строительства, так что место последнего приюта короля Сурьявармана II вызывало у жителей чувство непрерывно продолжающегося восхищения и изумления. В Ангкор Вате не было большого зала, где могли собираться верующие для молений, поскольку основное предназначение храма было — стать домом короля-бога. Священники исполняли церемонии в многочисленных других храмах, но народ стремился сюда. Одни хотели полюбоваться его красотой, другие - увидеть настенные барельефы, а некоторые приходили просто как паломники.


Кхмерские боги-короли

Барельеф с изображением Сурьявармана II в виде бога-короля. Как поклонение индусским и буддийским богам перепуталось с поклонением кхмерскому королю, почитая его за бога? Ответ можно найти на острове Ява, который сейчас является частью Индонезии, на расстоянии более 160 километров к югу. В дни своей юности король Джайяварман II жил на Яве в качестве пленника местного короля. Здесь короля считали богом и Джайяварман мог принести с собой свои идеи, когда позже, в 790 году он вернулся в свою страну, чтобы принять бразды правления в стране кхмеров. Кхмеры уже постепенно, шаг за шагом, восприняли многие идеи индуизма и буддизма, поэтому идея короля-бога была легко принята в этой системе верований. К тому времени, когда в 1150 году Ангкор Ват был построен, идея короля-бога уже глубоко проникла в кхмерскую религию. Изображение короля Джайявармана II стало появляться во многих скульптурных пересказах индийских мифов и существует даже два настенных панно, изображающих кхмерских придворных, принимающих участие в шествиях на небеса или в ад. Возможно, придворные Джайявармана с полуслова поняли намек, что его друзья в конце концов окажутся на небесах, а враги - в аду. Отправление в буддийский ад было страшным наказанием. Никто из посланных туда не мог быть отпущен оттуда в течение, по крайней мере, 500 лет, а ежедневная жизнь в аду в течение года приравнивалась к 50 годам земной жизни. Таким образом, кхмерские придворные, обладающие достаточной дальновидностью, соблюдали осторожность и оставались друзьями короля.


Богатство и здоровье

Были и другие причины того, почему Джайяварман II мог казаться своему народу богом. Его предшественник был слабым правителем, пустившим на ветер богатство Кхмерской империи. При правлении Джайявармана II богатство империи снова возросло. Король вел энергичные строительные работы, не Деталь одной из статуй на дамбетолько храмов, но также каналов, созданных с двоякой целью: служить транспортной магистралью и одновременно ирригационной системой. Кхмеры снова стали процветающей нацией. Более того, Джайяварман II правил в течение 60 лет. К концу этого периода его народу стало казаться, что король, как боги, бессмертен.


Истории в камне

В Ангкор Ват было очень много скульптур. Здесь и длинные серии картин из индийских легенд, скульптуры демонов, богов, драконов и других мифических существ, а также реально существующие животные: львы, змеи и обезьяны. Среди этих картин есть целые панно, иллюстрирующие сцены из повседневной жизни кхмеров, например, рыбаки во время рыбной ловли. Одна из эффектных серий резных скульптур рассказывает истории из Рамаяны о битве между Рамой и Раваной у во-рот'дворца Раваны в Шри Ланке. Другая серия картин - сюжеты из Махабхараты. Они иллюстрируют битву при Курукшутре, когда армии Пандавов и Кауравов сражались за престол в королевстве Куру. (Вы можете найти обе эти истории в главе, посвященной Эллоре). Была только одна причина того, почему король отдал приказ изобразить этих героев народного эпоса на стенах своего храма. Он хотел, чтобы народ считал его таким же героем эпоса и в будущем почитал бы его как великого и доброго короля. Он хотел, чтобы его помнили после смерти и считали таким же храбрым, мудрым и бессмертным, как героев древнего эпоса.


Затерянный в джунглях

Когда Ангкор пришел в упадок, он был полностью забыт и постепенно совершенно зарос буйной растительностью джунглей. Так продолжалось до тех пор, пока в 1860 году французский натуралист Анри Муо случайно не наткнулся на руины, когда собирал в джунглях образцы тропических растений. Это открытие круто изменило жизнь самого Анри Муо, поскольку с тех пор он стал археологом. Он впервые сделал тщательный план и схематичные эскизы Ангкора и был первым, кто принес известие об удивительной находке в Европу. До 1950-х годов Индокитай был французской колонией и работу Анри Муо продолжали другие французские археологи, которые открыли и реставрировали Ангкор Ват и соседний храм в Байоне, построенный на 100 лет позже.








































































Hosted by uCoz