Некогда считавшееся тем самым местом, где находились легендарные копи царя Соломона, Великое Зимбабве доказало, что здесь хранятся даже еще большие тайны, которые еще не раскрыты.

Между двумя большими реками Восточной Африки, Замбези и Лимпопо, на высоте 1200 метров над уровнем моря возвышается плоскогорье. Здесь, на территории, где люди в течение многих веков жили очень бедно, примерно тысячу лет назад возникло процветающее царство, имеющее торговые связи со многими странами далеко за пределами Африки. Это было царство народа шона, главный город назывался Великое Зимбабве. Сегодня Великое Зимбабве напоминает беспорядочно разбросанные медовые соты с каменными стенами, над которыми возвышается огромное яйцеобразное строение, называемое Эллиптическим Зданием. Это овальная постройка, ее больший диаметр составляет 100 метров, здание имеет двойную стену высотой более 9 метров . Общая площадь города составляет около 40 гектаров.

При строительстве стен в Великом Зимбабве, раствор не использовался. Это были стены, построенные из сухого камня, где все камни тщательно вырезались, обрабатывались и пригонялись друг к другу.


Золотое царство

Открытие в середине XIX века руин Великого Зимбабве вызвало большой ажиотаж. Дело в том, что существовали древние легенды о царстве в центре Африки, в ко-тором было очень много золота. Золото использовалось в отделке легендарного дворца царя Соломона, описанного в библии. Золото находилось на холмах к востоку от города, а среди развалин города были найдены различные золотые безделушки. Могло ли это место быть теми самыми копями царя Соломона? Исследователи, которые надеялись найти сокровища Великого Зимбабве, были разочарованы. Но исследования показали, что это было процветающее торговое государство и самое важное из сотни других поселений в этой части Африки. Первые поселенцы появились здесь около 300 года. Она выращивали хлеб, держали скот и использовали железные орудия. Свои жилища они строили из даги — смеси глины и гравия. По-видимому, это были миролюбивые люди. Они вели размеренный образ жизни и не беспокоились о том, что находится за пределами плоскогорья.


Амбициозные пришельцы

Приблизительно в 900 году здесь появились новые люди. Возможно, это были представители какого-то большого племени, которое хотело расширить свою территорию. Пришельцы были более амбициозны, чем коренные жители Великого Зимбабве. Они расширяли посевные площади, строили укрытия для скота, добывали золото в копях и начали строить каменные сооружения. Они также были заинтересованы в расширении торговых связей с внешним миром. Именно эти люди и стали основателями того города, развалины которого дожили до сегодняшнего дня. Торговля приносит богатство, а богатство разделяет жителей на богатых и бедных. Среди богатых людей появляются лидеры общества и около 1300 года народ шона, живущий в Великом Зимбабве получил царя. Эллиптическое Здание располагалось вокруг дворца царя и, возможно, было также центром торговли.


Домашнего изготовления

Народ шона продолжал строить свои жилища из даги, покрывая наружные стены гладкой размягченной глиной. Их хижины имели круглые крыши диаметром от 3 до 6 метров, гладкий глиняный пол и деревянные двери с косяком. Крыши покрытые деревянными брусьями и сверху соломой укреплялись на опорах в виде деревянных шестов вокруг стен. Многие хижины имели одну или две комнаты, для сна в хижине делали ровные площадки из даги. Внутри Эллиптического Здания находились также строения из даги, вероятно, большего размера, чем другие хижины. Внутри Эллиптического Здания были сделаны перегородки в виде каменных стен, а у одной наружной стены стояла каменная коническая башня высотой 9 метров. Перед ней находилась большая ступенчатая площадка которая использовалась для каких-то религиозных церемоний. На других площадках из даги были установлены статуи. Постепенно народ шона все лучше овладевал навыками каменного строительства. Стены их ранних построек были сделано грубо и неровно. В более поздних постройках использовались ровные и одинаковые камни. Строительство стало одним из ремесел, в котором жители Великого Зимбабве стали мастерами.


Мастера ремесел

В Великом Зимбабве была создана развитая по тем временам металлургическая промышленность. Среди развалин были найдены железные наконечники стрел и копий, лезвия ножей, топоры и мотыги, а кроме того, инструмент для кузнечного и плавильного дела, например, клещи для переноски раскаленного металла, молоты для придания заготовкам нужной формы, а также инструмент для волочения проволоки. Помимо железа, шона работали с золотом, медью и бронзой, из которых они делали ручные и ножные браслеты и другие украшения. Шона были также искусными гончарами, хотя у них не было гончарного круга и они использовали более примитивный метод горшка с катушкой. Метод за- ключается в раскатывании длинной глиняной сосиски и последующем наматывании ее на форму, концы намотки соединялись. Такой метод позволял делать небольшие горшки, пригодные для собственных нужд, но для продажи они были слишком низкого качества. В то время шла оживленная торговля и можно было купить горшки из других стран значительно лучшего качества, сделанные на гончарном круге. Жители занимались также прядением и ткачеством и использовали для этого хлопок. Но главное место в их жизни занимало земледелие - оно было основным источником их процветания. Шона производили очень много зерна. Они также пасли огромные стада домашнего скота на плоскогорьях и низменных равнинах.


Ритуалы в Великом Зимбабве

Никаких письменных документов о жизни царства шона в то время нет. В своих предположениях о жизни того времени мы можем опираться только на те предметы, которые были найдены позже при раскопках, а также на свои знания о более поздней жизни шона. Ранние исследователи обнаружили разбросанные по всему Великому Зимбабве каменные колонны приблизительно метровой высоты. На вершинах некоторых из них были вырезаны скульптурные изображения птиц из серо-зеленого мыльного камня (стеатита). Были найдены колонны, установленные на внешних стенах, а также группы колонн на платформах из даги. Мы можем только догадываться о назначении этих колонн и странных изображений птиц, хотя для разгадки есть два ключа. Народ шона в более поздний период поклонялся духам своих предков, как и некоторые народы центральной Африки до сих пор используют подобные предметы в религиозных церемониях, представляя их как своих предков. Может быть, жители Великого Зимбабве вели себя подобным же образом. Коническая башня внутри Эллиптического Здания также могла быть создана с религиозными целями. Было также предположение, что по форме она напоминает бункер, подобные строения до недавнего времени использовались в этих местах для хранения зерна.


Город, построенный из грязи

И хижины из даги и каменные стены Великого Зимбабве были необычны тем, что в них нет прямых углов. Хижины имели круглую форму, а стены, разделяющие группу из нескольких хижин, хотя были неправильной формы, но имели плавные закругления. На рисунке вы видите, как выглядело Великое Зимбабве приблизительно в 1300 году, в период своего наивысшего расцвета и мощи. По приблизительным оценкам, в то время в таком огороженном поселении могло жить от 100 до 200 человек. Большинство из них были ремесленниками или торговцами. Остальные жители, которых было от 1000 до 2500 человек, жили в других маленьких поселениях, расположенных на плоскогорье, работая земледельцами или скотоводами. На рисунке хорошо видно, как Эллиптическое Здание, имеющее коническую башню, занимало доминирующее положение в Великом Зимбабве. Видна также странная двойная стена внутри Эллиптического Здания. Была ли она построена для защиты правителя и его семьи? Или она была сделана, чтобы выделить Здание и подчеркнуть его важное значение? Двойная стена, была сделана с большой тщательностью и она зигзагом опоясывает территорию, имеющую особо важное значение.


Торговые спекуляции

Начиная с 800 года, арабские купцы, плавающие по Красному морю и к югу вдоль африканского побережья, начали налаживать торговые связи с Восточной Африкой. На побережье начали вырастать торговые порты, где процветала торговля строительным лесом, железом, слоновой костью, рогами, золотом, а позже рабами. По мере роста торговли купцы углублялись все дальше внутрь территории Африки, стараясь найти товары для обмена. Множество различных предметов из далеких стран, найденные в Великом Зимбабве, позволяют предположить, что этот город находился на одной из главных торговых магистралей, использовавшихся арабскими купцами. Здесь были великолепные произведения гончарного искусства из Персии (ныне Иран) и Китая, где это ремесло было значительно более развито, чем в Великом Зимбабве. Здесь было много предметов для повседневных потребностей: стеклянные бусы, медная проволока и раковины каури.


Гибель города

Великое Зимбабве находилось на вершине своего процветания в период между 1200 и 1450 годами. Затем, довольно неожиданно, благополучие закончилось. Что же произошло? Как раз в это время произошли важные перемены в торговле на побережье Восточной Африки. Сюда пришли португальцы и вытеснили арабских торговцев, взяв побережье под собственный контроль. Из всего, что могла предложить Восточная Африка, португальцев больше всего интересовало золото. Но это могло пойти только на пользу Великому Зимбабве и не привело бы к его падению. Здесь было много золота и торговля им была очень выгодна. Однако, этого не произошло. Похоже на то, что как раз перед приходом сюда португальцев на Великое Зимбабве обрушилось какое-то бедствие. Могло быть случилось и так, что вследствие длительного земледелия в течение многих столетий земля здесь истощилась и не могла давать достаточно пищи. Возможно так-же, что скот подвергся какому-то заболеванию, например, укусам мухи цеце. Как бы там ни было, очевидно то, что население стало быстро вымирать.Вскоре после 1500 года Великое Зимбабве перестало существовать


Предубеждение археологов

Когда в 1860-х годах археологи впервые открыли Великое Зимбабве, они были чрезвычайно удивлены, что столь развитая цивилизация могла существовать в этих местах и в то время когда, как они думали, весь континент был населен только дикарями. Африканцы, утверждали археологи, просто не могли построить Эллиптическое Здание или сеть каменных стен вокруг него.


Арабский фантом

Здесь возникает вопрос. Если Великое Зимбабве построили не африканцы, то тогда кто? В Х1Хвеке на эту роль археологи выдвинули арабов. Легенда о копях царя Соломона и ее связь с Великим Зимбабве позволяла предположить, что это арабы построили здесь селение для того, чтобы добывать золото, находившееся поблизости. Другие археологи считали, что арабы из Северной Африки путешествовали на юг и основали здесь свою общину. Археологи XIX века выросли с представлением, что цивилизация зародилась в Средней Азии и затем распространилась на Европу. Они не могли себе представить, что люди из других частей света могли сделать собственные открытия, научиться пользоваться железом, строить жилища из камня и овладеть многими другими ремеслами, характерными для ранних культур. Великое Зимбабве перевернула прежние представления археологов о мировой истории, хотя им не нравилось пересматривать свои концепции.


Жадность без границ

Появление столь диких теорий об образовании Великого Зимбабве объясняются чрезмерной зашоренностью европейского сознания. Другие теории объясняются беспредельной жадностью. Люди, убежденные в теории копей Царя Соломона, кинулись на охоту за сокровищами, не находя при этом ничего, но разрушая места поисков.


Правда о Великом Зимбабве

В начале двадцатого столетия новое поколение археологов изучало Великое Зимбабве и смотрело на него новыми, непредубежденными глазами. Среди них были Дэвид Рандалл-Ма-кайвер и Гертруда Кейтон-Томпсон. Они восприняли Великое Зимбабве как неотъемлемую часть культуры африканского континента. Они датировали по- селение в Великом Зимбабве между 1100 и 1300 годами и таким образом, оно никак не могло быть связано с временами, описанными в библейском Ветхом Завете. Другими словами, Великое Зимбабве принадлежит африканцам, а никак не пришельцам. Более поздние исследования современными методами определения возраста построек подтвердили это.







Hosted by uCoz